Маму строгую хочу!
Он зачем-то пощелкал пальцами: « Давайте , молодой человек, прогуляемся по поселку. Мне польза - моцион, и Вы дослушаете этот затянувшийся монолог. Как считали, столь любимые мною японцы: «хорошо только то, что в меру». А пока я выйду, как говорится «до ветру».Пейте чаек, закусывайте. Я мигом».
Скрипнул дверью, оставив меня на съедение мыслям о необъяснимом повторении, совпадении судеб. Такая же «жизнь втроем» была и у нас Кошей. До стрельбы и завещаний, слава Богу, дело не дошло: рассосалось все само собой. Но тогда - взрыв, комета, светопредставление!
Была она не еврейкой, - китаянкой: разве от этого легче? Ее , может быть, кто-нибудь по литературному псевдониму знает - Анастасия Соколова, по паспорту Юн Пин. Фамилия впереди(по - китайски), имя после.
Девочка, девушка, женщина Пин.
Странное существо, незнакомое. Ко всем приставала, чтобы за дело и без него били по лицу. Когда получала, насупливалась, смотрела зверьком. Стоило с ней заговорить: о себе мнение высочайшее. Любила повторять: «Мордобитием лечусь от головокружения».
Собирала игрушки - оленят с печальными глазами. Ее комната, чуть ли не до потолка, была завалена ими. Писала стихи, еще более печальные, чем глаза оленят: о неудачной любви, об отце, исчезнувшем в годы «культурной революции», об осени и дожде.
Что мы в ней нашли? Наверное, нас, - зажатых, зашоренных мальчиков из престижной «высотки на Котельнической» подкупило ее лихое, удалое бесстыдство. Хотя «великий кормчий» и убил отца Пин, девизом ее жизни стали Слова Мао: « Чем хуже, тем лучше». Раздеть ее не составляло труда. Переспать - тоже. Любовь вот не поделили... каждая голая в постели была любимой....
«Ну -с, Иван, я готов. Мне тоже, тогда, версия с убийцей показалась предпочтительной. Вся эта чехарда с рубашкой, пятнами крови, совпадениями, как бы по - аккуратнее сказать? Новейшие изыскания.
Тогда другое замечалось, выдвигалось вперед. Тот же, уже упомянутый мною казус: правша Маяковский застрелился левой рукой, или один патрон в «Баярде».
Многое опускалось из -за боязни подпортить, «очернить» образ «великого пролетарского поэта». Поиски причины смерти Маяковского казались кощунством над его памятью. А зря.
Конечно, была нестыковка с гладкой, уже внедренной в сознание обывателя версии о самоубийстве из- за болезненного состояния.
Но что дороже: истина, или сиюминутные политические выгоды? Оказалось последние. Тех, кто «подтолкнул поэта к роковому выстрелу» искали среди его официально признанных врагов - ЛЕФовцев и РАППовцев, бывших и настоящих. Все это очень походило не на желание не приблизиться, понять трагедию Маяковского, а как можно дальше отойти от нее. И я не составлял исключения.
Что Вы на меня так удивленно смотрите? Считаете , что мы на Лубянке самые запутанные дела как орешки щелкаем? Если бы так...
... Пойдемте, все же , прогуляемся, а то заговорю Вас - не выйдем...
Начать я решил с другого конца. В начале моей следовательской карьеры, в деле Анастасии Чеботаревской, писательницы, жены Федора Сологуба, такой ход размышлений привел к успеху.
Вы, наверное, слышали фамилию - Ломброзо. Долгие годы он считался реакционером от криминалистики. А ведь был прав. Преступление -всегда вырождение, скачек назад или в сторону в умственном развитии. Только у людей искусства он происходит с более высокого уровня, но им и падать больнее. Поэтому в основу расследования должна быть положена психология, структура личности предполагаемого преступника, а не улики, собранные почти всегда наспех и тенденциозно трактуемые.
Как раз в эти дни, рядом с нами, в Политехническом, профессор Ермаков собирался читать курс лекций по практическому психоанализу. Я записался в его группу(конечно под псевдонимом) и с удовольствием оживил в памяти знания по этому предмету.
Я, Ваня, пусть Вам не покажется странным, ветеран психоанализа. Увлекался им еще в предреволюционные годы. Правда, для сугубо личных целей - в любви не везло. Пытался понять себя. Потом и для раскрытия преступлений применял, наверное, один из первых....
Психоанализ, Вам это, может быть, известно, имеет дело со сценарием жизни человека, выстраивая ее факты и фактики в логически обусловленную цепочку.
Но где их взять? Раскрывать свое инкогнито - значит провалить расследование. В том, что Сырцов сохранит тайну нашей встречи я не сомневался. А как быть с ближайшим окружением Маяковского? Достаточно лишь разворошить этот муравейник...
Помогла «необходимая случайность». Как -то вечером, пытаясь расслабиться после работы, листая подшивку «Известий», я натолкнулся на письмо академика Бехтерева о необходимости создания «Пантеона великих людей СССР», для «изучения особенностей структуры их мозга». Среди «великих» был назван и Маяковский. Газета была трехлетней давности. Навел справки. Все правильно. И мозг Маяковского есть, и его исследователь, известный психолог и невролог Григорий Израилевич Поляков.
Не скрою, он относился скептически к психоанализу, называл его «сексуальным шарлатанством», недоумевал: «зачем понадобилась такая непроверенная и ненадежная метода», - данные же дал бесценные. В копиях материалов исследований, которые профессор Поляков любезно подарил мне были беседы с Николаем Асеевым, Лилей Брик, Осипом Бриком, Львом Кассилем. Я захватил свою папочку: на память надеяться уже перестал. Послушайте - это важно. Я тезисно, кратко, самое основное. Такого Вы, Иван, ни в каких учебниках и хрестоматиях не прочтете. Не волнуйтесь, что скоро будет темнеть, у меня есть фонарик, присядем , вот сюда, на лавочку.
Итак...
Лев Кассиль
Друг Маяковского, ЛЕФовец, будущий детский писатель. Беседа датирована 1935 годом:
« Большая находчивость на эстраде и небольшая находчивость в жизни.
К деньгам относился очень небрежно. Всегда таскал с собой кастет, очень любил оружие.
Был очень злопамятен. Последние полгода перед смертью, стал неузнаваем. Появилась апатия: «мне все страшно надоело», «свои стихи читать не буду -противно», стал еще более обидчив, мнителен, жаловался на одиночество: «девочкам нужен только на эстраде». «У Вас была женщина, которой не было бы противно взять в руки Ваши грязные носки? - счастливый человек».
Николай Асеев
Беседа датирована 26 сентября 1936 года. Как Вы помните, он был ближайшим другом Маяковского:
«Стремления в детстве: быть во взрослой среде, верховодить. До встречи с Бурлюком были примитивные вкусы в искусстве.
Всегда во всем было желание доказать свое превосходство. Купил сестре Л. Ю. Брик, Эльзе, в которую ранее был влюблен сразу несколько корзин цветов. Особено это проявлялось в стремлении выиграть в карты. Играл очень нерасчетливо, плохо. Пытался обыграть сразу. В молодости играл со всеми во все(например, в чет или нечет на количество людей, входящих в трамвай).
Наивность доходила до того, что в 1917 году всерьез говорил, почему бы ему не выставить свою кандидатуру в президенты.
....Л. Ю. Брик по настоящему любила только О. М. Брика. Ей импонировали большой размах натуры и бурность его чувства к ней.
Лиля Брик
Беседа датирована 26 ноября 1936 года:
«Смесь сильной задиристости и, в то же время «нервной трусости»: влезал во все уличные скандалы.
Очень настойчив во всем, добивался во что бы то ни стало своей цели. На протяжении 15 лет, что его знает Лиля Юрьевна, характер Маяковского почти не изменился, лишь стал немного сдержаннее.
Был хороший объект для кино. Актерской одаренности, однако, сам при этом не обнаружил. Никакой роли сыграть не мог. Мог изобразить только себя. Абсолютно во всем мог быть только собой, не мог быть ничем иным. Был во всех отношениях честный человек.
Впечатление от первой встречи. Пришел и сразу стал хвастаться про свои стихи,
Сексуальная потребность выражена средне. Очень боялся старости, как творческой, так и физической.
Осип Брик
Беседа датирована 26 ноября 1936 года.
«Его творчество -это и есть его портрет. Поэтизация заключается в том, что совершенно конкретные жизненные факты сопоставляются между собой, благодаря чему раскрывается основная идея.
Интересы Маяковского, как художественные, так и личные шли в основном по линии социальной. Маяковского интересовали только люди и установление связи между собой и людьми.
Был сентиментален, что выражалось в его любви к животным. Не мог входить в гармонический, тесный, цельный контакт с людьми.
Последний листок -«результаты исследования мозга поэта Владимира Маяковского», написанный собственноручно профессором Поляковым:
« Маяковский является человеком очень бурного темперамента, человеком сильных чувств и влечений, способным к очень интенсивным и глубоким переживаниям. Наряду с этим высшие сознательно - волевые стороны его личности развиты слабо и отступают на задний план перед бурными порывами его эмоционально - аффективной сферы. Он не в состоянии волевыми усилиями заставить себя заниматься чем -либо, что его не интересует, или подавлять свои чувства(желание, хотение превалирует над долженствованием).
Высшие проявления психической деятельности Маяковского, подобно проявлениям его эмоционально - аффективной сферы, носят на себе такой же отпечаток гиперболизма. Вследствии этого мнительность Маяковского достигла почти болезненных размеров.
Маяковский был ярко выраженным индивидуалистом. Этот индивидуализм также берет свое начало в эмоционально - аффективных импульсах его личности.
Заключение
Со стороны психики :
Шизоидность - резкость, разорванность течения психических процессов, неумение устанавливать внутренний контакт с людьми;
Эпилептоидность - перераздражимость, импульсивность, экспозивность;
Тревожно - мнительная конституция -результат наследственности: сестры, отец, тетка по линии отца».
Я тогда не преминул попросить уважаемого профессора перевести медицинские термины на нормальный человеческий язык. Он улыбнулся:
«Проще говоря, Владимиру Владимировичу была всю жизнь нужна узда, чтобы его вовремя останавливали, направляли. Отец умер рано, мать была слишком мягкой, вот он и пошел в разнос: учебу забросил и - в революцию. Там круши, громи сколько хочешь. Почитайте его ранние, с позволения сказать, стихи - там одна ненависть. Есть над чем поразмыслить.
Кстати, наше посмертное психиатрическое освидетельствование -не первое. Было оно и при жизни. В 1913 году(вот когда!) в Петербурге была проведена тайная консультация психиатров для определения умственных способностей Маяковского. К сожалению, достоверные результаты ее нам не известны».
Поляков ушел. У меня было теперь предостаточно материала - суметь бы без потерь, осторожно проанализировать его. Процесс, скажу Вам, Ваня, медленный, кропотливый, требующий постоянного внимания и вовлечения. Хорошо еще, что на улице «плавился август» - подошел отпуск, и я мог целиком посвятить себя расследованию.
Что получалось?
У любого мальчика, чтобы он стал полноценным, или как говорят психологи, «успешным» мужчиной, обязательно должно произойти «второе рождение», когда родители начнут выполнять свои жизненные роли. Что это значит?
Мать - его чувственный тренер. Она вводит мальчика в мир чувств. Он же находится в постоянном противоборстве с ее волей, закаляя и развивая в этой борьбе свою.
Отец - социальный тренер. Он вводит мальчика в жизнь, показывает на собственном примере как надо себя вести среди других людей будущему мужчине, какую профессию, дело избрать себе.
Ничего подобного в жизни Маяковского не случилось. Он так и остался «перворожденным». С неутоленным желанием волевой борьбы с матерью, без профессии и элементарных понятий мужественности в общении.
В детстве все «работало» против него. Пока был жив отец, он брал его в верховые объезды лесничества - пытался приучить к мужской, настоящей жизни. Он умер, когда Володе было 13 лет. Самый возраст социального становления! Все летит кувырком. Из отличника Маяковский превращается в двоечника, затем совсем забрасывает школу, объясняя свои эксцентричные и нелепые поступки «революционной борьбой».
Зрело все, конечно, давно. Смерть отца - толчок, выброс: нарыв прорвался. А до этого?
У Маяковских до рождения Володи были уже две дочери - Люда и Оля. Сыновья Саша и Костя умерли в младенчестве, такчто , понятно, сын ожидался с особым трепетом и волнением.
К тому же у грузин , среди которых жила семья Маяковских, традиционно, рождению мальчика, будущего воина -защитника и наследника, радуются больше , чем рождению девочки.
Если бы только радовались!
Мальчики просто обожествлялись, им позволялось все. О какой там родительской воле, или узде по профессору Платонову могла идти речь?
Такое вот «сокровище» и вышло в жизнь, начинает писать стихи, поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Талант - безусловно! Но....
Вот тут -то , когда уже погромлено все и вся, когда уже дана «Пощечина общественному вкусу», когда отношения с близкими безнадежно испорчены из -за «ужасного характера», когда уже проведена та самая тайная психиатрическая экспертиза (вменяемости?), - в жизни Маяковского появляется Лиля Брик.
Хочу исправить это | СЕМЕЙНЫЙ НАТУРИЗМ |