Игра первая: в общего родителя
Вам не кажется иногда, что в жизни чего-то не хватает? А все дело в том, что жаловаться стало некому. Парткомы, месткомы, комитеты комсомола канули в лету. И защитить нас некому, и на путь истинный наставить. Вот тут-то телевидение и подсуетилось. Почувствовало инстинктивно - время пришло.
Социологи давно бьют тревогу. Говорят о национальной телемании. В зависимости от опросов цифра россиян, «приклеенных к экрану» колеблется от 60 до 75%. И это, говорят ученые мужи, далеко не предел. Что же случилось с согражданами?
Ничего особенного. Телевидение, наконец-то, нашло свою нишу в обществе, явившись в образе ОБЩЕГО РОДИТЕЛЯ. Образе уже изрядно подзабытом, сгинувшим вместе с социализмом и коммунистическими идеалами. Напрягитесь, вспомните, как хорошо, как уютно тогда было. Никто ни за что не отвечал, все решалось за нас, а мы лишь успевали открывать рты «с чувством глубокого удовлетворения», зная, если не предадим красное знамя, оно нас и защитит, и обогреет, и накормит. Небогато было, зато уверенно и спокойно. Вдруг разом - исчезло. Заметались, затосковали мы.
Помните историю, рассказанную Марком Твеном в своей повести «Принц и нищий»? Собрат наших «трудных» и беспризорных , безродный и гонимый всеми Том Кенти оказывается в положении наследного принца. Счастья это ему не приносит. Мальчик испытывает постоянную тревогу, страх, неуверенность и даже отчаяние. Его действительность, усвоенный им стереотип жизни - «Двор Отбросов», откуда он родом, а не королевские аппартаменты. Только там, на «Дворе Отбросов» Том чувствовал себя в безопасности.
Вот и мы, сегодняшние «товарищи по несчастью» Тома Кенти оказались в сходной ситуации. Как и он, стремимся, жаждем вновь вернуться под защиту и тепло общего родителя , а встречаемся с ним , увы, теперь лишь в «ящике».
Игра вторая: в страх смерти
Чему же нас учит новоявленный «родитель», к чему призывает, за что осуждает?
Мы для него существа необычные, специфические. Искаженные под его взглядом сильно. Вот я, смотря на экран, испытываю настоящий комплекс героической неполноценности. Не киллер, не «отвязник», и даже не мент.
Какую программу, когда не включи, обязательно криминально - зонные разборки. Ежедневно самые различные преступления преподносятся с экрана как ярко выраженное героическое, мужское деяние, достойное анализа, исследования в мельчайших деталях и подробностях, и даже, нередко, восхищения.
Ну ладно, я взрослый - меня «на подставу» не возьмешь. Могу пережить и холостую стрельбу, и потоки анилиновой крови, и даже непременный «блатняк», на котором ведется большинство разговоров.
А дети? Они-то все воспринимают по первой программе: и ОРТ, и НТВ, и ТНТ.
Открываю телепрограмму. Несложный арифметический подсчет. Недельное меню - 360 возможных включений. Из них 70 фильмов, передач - триллеры, всевозможные расследования и дежурные части. Мир в них -преступное сообщество, членов которого надо немедленно засадить, «замочить» или, на худой конец, набить морду. Это во «взрослое» время. А вот, что предлагает заботливый общий телеродитель днем. Приходит ребенок из школы - пожалуйста. Чего проще включил - сиди и впитывай, учись как становятся «настоящими мужиками», впрочем, и «бабами» тоже. В своё время пресловутая «Никита», в свое время, едва появившись на экране, сразу же набрала 73% восхищенных девочек - старшеклассниц. А что, если «настоящий мужик» с азартом крошит людей как капусту, «настоящая баба» должна от него отставать? У нас же конституционно закрепленное равноправие полов. Да еще телевизионные рейтинги, капитализация там, всякая.
Но бывает, иногда, случайно, приходит шальная мысль задуматься: что все- таки происходит на телеэкране? Тогда ссылки на абстрактного «общего родителя» становятся неуместными. Конкретика же груба и печальна.
Телевидение отнюдь не учит и не воспитывает нас - банально кодирует как каких-то любителей спиртного. Кодирует на свою нравственность, свою героику, свои мечты и идеалы. Бессовестно эксплуатируя при этом физиологические особенности нашего организма
Этим «джентельменским» набором активно пользуется наш уважаемый «общий родитель». Тупо и, к сожалению, не без успеха, убеждая нас в нашей криминальной сущности, поднимая из подсознания инстинктивные желания и влечения, и что самое главное, очень часто подсказывая возможный выход их, путь в социум.
Индуцированные психозы, механизмы их распространения давно и хорошо изучены. Вот мнение одного из ведущих российских специалистов в области агрессивного поведения, кандидата психологических наук Сергея Ениколопова: « Работая в Центре психического здоровья, убедился: стоит по ТВ подробно, как это у нас любят, с показом трупа в разных ракурсах, рассказать о самоубийстве или убийстве - жди прямо-таки шквала подобных преступлений. Это вам любой психиатр подтвердит».
Психиатр-то подтвердит. Но почему-то мы все время наступаем на одни и те же грабли?
Так до сих пор и не ставшие историей события на Дубровке. По данным Фонда общественного мнения ВЦИОМ тогда на начало ноября 2002 года 67% россиян испытывали «страх», шок», «потрясение». Впечатляющий результат телекодирования! После Бесланской трагедии эта цифра уже составила 73%.
Как здесь не согласиться с известным культурологом, главным редактором журнала «Искусство кино» Даниилом Дондуреем: «Действуя как сверхусилитель «ужасающих эмоций», как «ядовитая атака на мозги», телевидение одновременно становится не только заложником, но и своего рода непредумышленным провокатором терроризма. Без этого терроризм не имеет той цены, которую всем нам за него приходится платить. Когда подельника Мовсара Бараева спросили, почему было выбрано это место, он ответил: «Центр города, все нас увидят».
Игра третья: в сексуальную озабоченность
Наш «общий родитель» давно и всерьез решил сделать нам сексуально. Иначе, впрочем, и не могло быть. Когда с телеэкрана кровь льется потоками, выстрелы и взрывы не утихают, когда впечатление от гэга и цена человеческой жизни уравнены, - должен же быть какой-то противовес этому маршу смерти - жизненное начало. Отсюда и возникла сексуальная миссия телевидения.
В начале 90-х на экране замелькали голые красотки с оттопыренными попками, облизывающие пальчики. Зрелище было по-купечески дремуче -пошлым. Но тогда это никого не смущало, и даже казалось революционным. Народ еще млел на «Клубничке», еще не распробовал «Сладкий пирог», еще рейтинги скакали вверх, а телевизионные начальники уже думали, что делать дальше Они -то хорошо знали «приедается все».И вот - соломоново решение. Объяснить секс, показать его разнообразие. И тут миссия такая прямая, благородная, вдруг стала отклоняться, пока совсем не искривилась, превратившись в патологию.
Телевидение прорвало. Хлынули фильмы про геев, лесбиянок, с экрана в тех же криминальных сводках стали подробно и неквалифицированно объяснять что такое педофилия и инцест.
Как ни верти, секс в исполнении нашего «общего родителя» получился . устрашающим и болезненным. А инстинктивные начала, это нам всем известно со школьной программе, усваиваются и сознанием и подсознанием лучше всего.
В 1997 году, в самом начале нашего телевизионного сексуального воспитания, когда экраном еще только осваивались такие понятия, как «голая баба», «мастурбация», и на всех экранах усердно лепился привлекательный, почти героический образ валютной проститутки, по тогдашнему «путаны»; мне пришлось участвовать в пока единственной публичной облаве на проституток в Москве, на Тверской. Выловили чуть больше 300. Сразу поразил возраст. В основном 14 -15 лет, попадались даже 12-ти летние. Старше двадцати -десятки, тридцати -единицы. Собрали их всех в зале. Сначала префект Центрального Округа Александр Музыкантский убеждал их вернуться к учебе и «нормальной работе», затем мы, журналисты поинтересовались, какая дорожка привела их к панели. Оказалось, что среди многих, наиболее протоптанная - телевизионная.
И здесь главное. Кумиром почти всех «ночных бабочек» была героиня фильма Петра Тодоровского «Интердевочка». Хорошего, кстати, фильма, отнюдь не героизирующего проституцию, а честно пытающегося разобраться в ее причинах. Но все психологические изыски остались для интеллектуалов, девочки просто не заметили , зато уяснили одно: телом можно зарабатывать и не мало. Раз так - вперед и с песнями, на Тверскую, и по всей стране! Фильм этот тогда шел в кинотеатрах. Казалось бы, достаточно. Можно ограничится. Но нет. В порыве «сексуального воспитания» телевидение показало его не раз и не два. Результат? Читайте выше.
Нет, кривой он взгляд «общего родителя». Видит в нас сексуально озабоченных. Нет этого и впомине. Пожалуй, это самая большая тайна телевидения. «Сокровенная, подъязычная». Вот распечатка с сайта « Monitoring group» в ИНТЕРНЕТЕ. Телевизионные лидеры этого года. Нет среди них ни одного(!) кровеносного и зубодробильного фильма, ни одной(!) расследовательской или милицейской передачи. . Все спокойное, тихое, надежное, умиротворяющее. Сексуального среди предпочтений зрителей нет. Оно есть лишь в воспаленном гонорарами и рейтингами воображении нашего «общего родителя». Но это уже - его проблема.
Игра четвертая: в дебильность
Наконец-то найден способ укрощения телевидения. Не всесильно оно! Хватит вздыхать, что нет управы на всякую гадость на экране. Есть и, как оказалось, очень действенная: не смотреть. Рыночные отношения. Чем ниже рейтинг проекта, тем он быстрее закрывается.
И как хочется помечтать. «Великий почин»,сделанный тогда каналом СТС будет подхвачен, наконец, телевизионным сообществом. У больших и малых телевизионных начальников откроются глаза на свои творенья. И они поймут, что воспринимать нас, зрителей, как дебилов, не только недопустимо, но и опасно. Можем и разозлиться, и «не смотреть».А дальше уже все по накатанному: нерейтинговый продукт и закрытие.
Обидно когда телевидение видит в тебе только досрочно освобожденного, ностальгирующего о времени отсидки и «справедливости зоны», или принимает за сексуального маньяка, но еще больнее, когда в тебе видят идиота, откровенно над тобою издеваются. Причем, люди далеко не глупые. Свое «Я» они оставляют за скобками, а на экране для нас, доверчивых, несут белеберду.
Но вот, опять, та же неудобная арифметика. За неделю на 70 «боевых» включений, на 9 с одной черной комедий, на 27 ток-шоу и игровых передач, всего 3 интеллектуальных.
Не густо? Случайность?
В какой сфере больше всего проявляется интеллект на телевидении? В политике в «Клубе сенаторов», в «Поскриптуме». Паскудят же с экрана не политику - ее бережно и с уважением критикуют, разбирают, анализируют; а нашу обыкновенную, бытовую жизнь. Дебилизируют ее холодно и бесстрастно. Трудно не согласиться писателем и публицистом Юрием Аракчеевым: «Обычно телевизионные начальники оправдывают свое пристрастие к таким фильмам и программам тем, что именно их и требует народ. Ложь. Они ведут себя как наркодельцы. Они производят наркотик, который отучает людей мыслить».
И вот проблема: как вылечить от этого «наркотика» самих телевизионщиков?
Игра пятая: в доверие
Для этого есть простое и доступное «лекарство».Надо перестать нас делить на тех, кто «в экране» и «за экраном». Тот же утренний телезритель, вечером может стать телевизионщиком, и наоборот. Кроме того - семьи: дети, жены, отцы, матери, братья, сестры, тещи и тести. Все они вынуждены смотреть экранную ерунду или бастовать, не включая телевизор. Не проще ли всем договориться не грозить «кнопкой» и не прятаться за рейтинги?
Интересные данные опубликовал РОМИР. Опросив 1500 человек он выяснил, что россияне хотят поставить под контроль государства вполне определенные темы.
Среди них лидируют: насилие и жестокость(34%), порнография(25,5%),эротика(8,4%).
Как раз с точностью, да наоборот, работает сегодня телевидение. Оно как наш «общий родитель» и воспитатель, почему -то уверенно, что именно эти три блюда абсолютно необходимы к нашему жизненному столу, и потчует ими обильно и беспрерывно, до тошноты. Конечно, действенно голосовать против «кнопкой». Конечно, моральные проповеди давно уже ни на кого не действуют. Но все таки есть маленькая надежда, что телевизионщики поймут, для своего же блага, что эксплуатировать бесконечно инстинкты человека невыгодно. Получается не закрепление, а угасание рефлекса. Вспомнят, что человек отличается от животного духовностью, и обратят, наконец-то, свое внимание на эту, пожалуй, самую важную часть его жизни.
С «ящиком» играл Николай Филиппов