Он многое начинает понимать по -другому. В этом я убедился сам, когда четыре года тому назад остался дома. Жена пошла на работу , а я начал «холить и пестовать» трехмесячную тогда дочку Сашеньку.
Слышу возражения : папа- воспитатель, папа -нянька - не мужское это дело. А почему? Кто сказал, что ребенку с папой плохо, а с мамой хорошо? Статистика? Да, в России меньше 3% таких отцов как я. Ну и что? У меня была возможность не воспользоваться которой было просто глупо. Я занят своими психологическими консультациями только в субботу и воскресенье, почему в остальное время не быть с ребенком ? А няня , знаете сколько сегодня в Москве стоит? Меньше трех сот баксов никак не выходит.
Может быть, мужчины устроены как - то иначе и, посягая на эту, едва ли не главную женскую добродетель, наносят непоправимый вред психическому и эмоциональному здоровью своего малыша? Ничуть.
Как практик , и как психолог абсолютно уверен, что ключи от человеческого, сексуального счастья девочки вручены природой не кому - нибудь, а отцу. От него во многом зависит станет ли она любящей и любимой или превратится в угрюмую женоподобную особу.
Именно папе , а не маме, дочка хочет подсознательно нравиться. Если выбранный ею стиль поведения встречает отцовское одобрение, она так же будет вести себя во взрослой жизни. Более того, почти все без исключения психоаналитики считают, что отец для девочки - первая и большая любовь.
Но почему же, тогда я все время встречаю осуждающие взгляды: и на улице, в автобусе, в поликлинике?
Традиция? Да, конечно. Но, главное , по -моему в другом. Знаете какой вопрос чаще всего мне задают ?
- Чем вы с ней весь день занимаетесь? -
Женщинам непонятно как мужчина может столько времени проводить с ребенком, тем более с девочкой.Неинтересно же, скучно.
Потрясающая половая ограниченность!
Как раз с девочкой и проще и увлекательней. Самой природой устроено так, что любому отцу дана возможность почти абсолютного психологически безболезненного управления дочкой - взглядом, намеком, жестом, словом. Надо только умело и осторожно пользоваться этим подарком.
Чем мы с Сашенькой занимаемся? Да всем. Быть, может, это и не нравится. Потому - что не так. Как все. Как привыкли.
В женском воспитании что главное? Дидактика. Наставление. Учебники, методики, системы. На ребенка сверху опускается обучающая воля взрослого. Буквы - учи, цифры - учи, стишки тоже.
Результат ? О нем разве кто думает? Развивается только память. А интеллект, а ассоциативное мышление?Вот, например, утренняя зарядка. Мало кто из родителей делает ее с детьми. А почему? Не трудно догадаться. Изо дня вдень - одно и тоже: попробуй вытерпи. Для нас с Сашей зарядка - цепь образных превращений от зайца к медведю, от медведя к лисе и петуху. У каждого животного своя походка, свои привычки и повадки. Согласитесь - большего простора для самых разнообразных движений трудно найти. !
Или пресловутая чистка зубов. Сколько слез я сам пролил в детстве, борясь с нею . Сашенька чистит зубы с готовностью, с радостью и даже без напоминаний. Секрет? Нет его никакого секрета. Просто мы с ней договорились, что она сама ухаживает за собою и чистить зубы ее обязанность, за которой она должна следить сама.
Сама. Я уже взрослая. Я могу.
Вот те волшебные слова, развивающие, воспитывающие ребенка. Надо только не бежать впереди него, а спокойно идти рядом , понимая и поддерживая.
Возьмем , хотя бы, рисование. Ходили мы в детскую изостудию. Перестали. Почему? Учат рисовать: вазочки, яблочки, цветочки. Чтоб похоже было - как в жизни.Разве это четырехлетнему ребенку, утверждающему себя в мире, нужно? Конечно же, нет. Выразить себя. Не в подобии ,а в цвете, цветовых сочетаниях.У нас уже висят две выставки Сашиных «картин». Да, абстрактные. Да, без подписи непонятные, но - ее. Это - главное.
Или танцы. Отзанимались мы в студии. Странное на первый взгляд поведение: дома Сашенька часами танцует и поет, а на занятиях зевает, то и дело бегает в туалет, просится домой. Ей - то хочется самой показать как надо, а не делать чужое.
Вот эта бурлящая «самость» остается почему - то вне женского внимания. Да и просто в быту, в разговорах мамы чаще предпочитают сокрушаться мнимым трудностям приготовления обедов и ужинов, магазинными баталиями. Если и говорят о своих детях , так только об их болезнях. Ревностно оберегаемое ими право воспитывать остаются нереализованным. Вот и верь после этого в материнское чувство!
Однажды, около песочницы, я попытался с разморенными на весеннем солнышке молодыми мамами обсудить наши родительские ролевые возможности.
Куда там! Мои, в общем -то, общеизвестные утверждения, что отец воспитатель воли и чувственности дочери, в постоянном внутренним споре с ним закаляется ее характер, а мать - подружка, с ней девочка познает смысл и значение человеческих отношений, изучает себя, свое тело, свои женские функции, - вызвали бурю негодования.
-Вы, мужчины все придумываете, все приспосабливаете под себя, как вам удобней. А на самом деле ни черта не знаете и не понимаете, не в свое лезете»-.
Вот так. Стена. А ведь в искаженном понимании родителями своих ролей часто истоки и так пугающей всех наркомании и проституции. Объяснить - невозможно, разве , что возмутиться.
Задуматься.
Отцовская революция, о которой поговаривают на Западе, похоже нам не грозит. Но все же, почему на мужчину - воспитателя смотрят так косо, так неприязненно?
Наиболее общую причину давно назвали все те же зарубежные исследователи. Если в «старые добрые времена» муж и жена трудились бок о бок(на ферме, на рынке, в лавке, на мельнице) и дети им помогали, то начиная где -то с середины 18 века мир разделился надвое. С одной стороны - дом, где распоряжается домохозяйка - мать, с другой - общество, где правят мужчины. До воспитания ли детей им теперь?
Почитайте художественную литературу, мемуаристику. С середины 20 века прочно утвердились и живут до сих пор, два негативных образа главы семьи: недоступный отец, держащийся на расстоянии, и отец, презираемый, не способный заработать на жизнь, а значит лишенный мужских качеств.
Но куда приткнуть таких как я, те самые три процента? Некуда. Вот и маются в неприятии, в отрицании. А зря. Не верьте популярной песенке:
- Папа может быть кем угодно,
Только мамой не может быть!-
Еще как может! Переоценка материнского инстинкта вредна прежде всего для самого ребенка. Пора, наконец, признать, что мужчины, если этому способствуют обстоятельства, ничуть не хуже выполняют материнские обязанности, чем женщины. Отец так же эмоционален, нежен, как и мать. При этом ребенок для него не игрушка, не куколка; воспитание не самоцель, а средство развивающее и укрепляющее личность.
К тому же кто и где сказал, а главное доказал своей жизнью, что так называемый «домашний очаг» нужен только женщине, только она его хранительница и строительница ?
Счастье в одиночку - бред какой-то. От кого охранять? От - отца - мужа? Государства? Общества? Может быть, достаточно женщине родить, а воспитывать - дело уже отцов.
Сегодня по самым приблизительным подсчетам в России работают более двух третей матерей, иногда на нескольких работах. В этих условиях не использовать скрытый отцовский потенциал нерасчетливо - и житейски, и экономически.