Первые годы жизни малыша — это важнейший этап развития ребенка, формирования его характера. Правильно построенный режим способствует своевременному овладению теми или иными движениями, в результате чего ребенок становится более самостоятельным, улучшается его психическое развитие.
Одной из особенностей функционального состояния центральной нервной системы в этом возрасте является преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и легкая ее утомляемость. Ребенок требует движения. Он резвится и двигается целый день. Малыш не может долго сидеть на одном месте или лежать, он не может также долго ходить или говорить. Несмотря на то, что он целый день находится в движении, он устает не столько от своей подвижности, сколько от однообразия занятий.
Поэтому не следует требовать от малыша: «Сиди тихо, не вертись», «Не двигайся», «Не бегай». Ведь это ему удается сделать лишь на короткое время. Постарайтесь лучше переключить внимание ребенка на другое занятие.
Иногда, если малыш плачет, мать кричит: «Замолчи сейчас же!». Напрасно, ведь ребенок не способен к волевым усилиям, поэтому тотчас замолчать не может. Ваши требования прекратить плач могут привести к возникновению конфликта между вами и ребенком. Частые запрещения и окрики приводят постепенно к перенапряжению нервной системы, к капризам, к раздражительности. Самый правильный путь заставить малыша прекратить что-либо делать — отвлечь его, создать другой очаг возбуждения в мозге. Например, прекратить плач можно, показав яркую звучащую игрушку или интересные для ребенка предметы.
В комнате, где находится ребенок, нельзя громко разговаривать, включать на всю мощность радио, так как это вредно отражается на состоянии нервной системы. Не водите детей раннего возраста в кино, не разрешайте им смотреть телевизионные передачи.