Родители малышей нередко слышат от врачей: «У ребенка повышен (или понижен) тонус мышц». Что это означает и какое лечение может понадобиться ребенку?
Под мышечным тонусом понимается сложный рефлекс – способность мышцы совершать движение (сокращаться). Синдром мышечной дистонии – это неправильное соотношение напряжения и расслабления разных групп мышц, что ведет к ограничениям в двигательных возможностях ребенка. Чтобы определить мышечный тонус у младенца, врачи сгибают его тело во всех суставах и во всех возможных направлениях и оценивают сопротивление, которое оказывают растягиваемые мышцы. Изменения тонуса могут происходить в двух направлениях: понижения – гипотонии и повышения – гипертонии.
В первые несколько месяцев жизни тонус мышц ребенка несколько раз изменяется, так как малыш проходит различные стадии адаптации к самостоятельной жизни после длительного нахождения в утробе матери.
У здорового новорожденного тонус повышен, все его мышцы находятся в постоянном напряжении, что является результатом длительного вынужденного внутриутробного положения. Ручки и ножки согнуты, пальцы крепко сжаты в кулачки.
На первом месяце объем «пассивных» движений ручек и ножек ребенка значительно ограничен, они еще не координированы; иногда ручки и ножки могут даже дрожать при крике или беспокойстве.
На втором месяце тонус мышц уменьшается, и количество пока еще хаотичных движений ребенка увеличивается. Ребенок чаще отводит ручки в стороны, открывает кулачки, поворачивает головку в сторону света или звука. В этом возрасте у малыша появляется возможность держать головку лежа на животе.
В конце третьего месяца тонус становится условно «физиологичным» (нормальным), что позволяет ребенку активно приобретать различные двигательные навыки. В три месяца малыши могут удерживать вложенную в руку игрушку, тянуть ее в рот, а улыбка сопровождается интенсивной двигательной активностью.
ПОВЫШЕН ИЛИ ПОНИЖЕН?
Возможно как значительное увеличение мышечного тонуса – гипертонус, так и полное его отсутствие – атония. Наиболее часто на первом году жизни у детей наблюдается синдром мышечной дистонии в виде двигательной «скованности» ребенка. Этот синдром в большинстве случаев проявляется повышением мышечного тонуса (напряжением мышц). Например, когда вы пытаетесь поставить малыша на ноги, он делает несколько скрещивающихся шагов на носках. Чаще всего ребенку при повышенном тонусе бывает достаточно проведения ежедневного несложного комплекса гимнастических упражнений в сочетании с двумя– тремя курсами массажа, со- стоящими из 10–12 процедур, и дополнительного лечения лекарствами не потребуется. Перспективы большинства детей с подобными проблемами, как правило, весьма благоприятны.
Наиболее серьезные заболевания, которые проявляются значительным повышением тонуса отдельных групп мышц, – детский церебральный паралич (ДЦП), врожденные парезы и др. Тяжелые нарушения отмечаются только у 30 из 1000 новорожденных. Для исключения серьезной патологии нервной системы на ранних этапах развития детский невропатолог обязательно должен осмотреть новорожденного и при необходимости провести ультразвуковое исследование структур головного мозга – нейросонографию. Ранняя диагностика улучшает прогноз и повышает эффективность лечения.
У детей первых месяцев жизни также может встречаться понижение мышечного тонуса (своеобразная «поза лягушки»), которое сопровождается ограничением или снижением двигательной активности малыша. В случаях, когда ребенок первых месяцев жизни вялый, малоактивный, его мышцы «дряблые», суставы разболтаны, родителям необходимо обязательно обратиться за консультацией к специалистам – неврологу и генетику для обследования.
Как показывает практика, в большинстве случаев нарушения мышечного тонуса успешно корригируются и в дальнейшем не ограничивают движения ребенка. Родителям важно уделять больше времени своему малышу, заниматься с ним, развивать его, следовать врачебным рекомендациям – тогда велика вероятность того, что у малыша все будет в порядке. И, конечно, нельзя забывать о том, что развитие каждого ребенка индивидуально, и оценивать его необходимо в каждом конкретном случае.
АЛЕКСЕЙ КРАПИВКИН, врач-невролог, к.м.н.
Журнал «Мой Кроха и Я»