Пчелиный танец
Один из самых интересных моментов из жизни пчел — это их взаимное общение. Что пчелы как-то сообщают друг другу о находке обильного взятка нектара или цветочной пыльцы, натуралисты заметили давно. Однако вопрос этот прояснился сравнительно недавно.
Австрийский биолог К. Фриш., на протяжении многих лет изучавший жизнь пчел пришел к выводу, что дело все в танцах пчел, т. е. в определенных летных движениях, разведчиц. «Круговой» танец, к примеру, извещает о богатом источнике нектара или пыльцы находящемся недалеко от улья, а «виляющий» танец — о том, что пчелам необходимо готовиться к дальним полетам. Работа К. Фриша по расшифровке языка пчел рассматривается мировой наукой как важное открытие.
Винцент Мартека рассказывает, как Гаральд Эш из США (одновременно с учеными Калифорнийского университета Андреаном Веннером и Робертом Кингом, а также другими) установил, что помимо танцев пчелы используют для взаимных «переговоров» еще и звук. Поместив в улей во время танца пчел миниатюрный микрофон, Эш услышал громкое «тр-тр-трр», повторявшееся с короткими паузами. Некоторые пчелы, услышав эти сигналы, покидали улей и отправлялись на поиски нектара. Считая, что пчелиный код расшифрован, Эш сделал искусственную пчелу и пустил ее в улей, где она воспроизводила танец живой пчелы-сборщицы, будто; прилетевшей с разведки с сообщением о месте нахождения источника нектара. Миниатюрный репродуктор издавал соответствующие звуки, но пчелы вместо того, чтобы покинуть улей и полететь к источнику нектара, стремились ужалить, «убить» искусственную пчелу. Вскоре Эш понял свою ошибку: он забыл, что за звуками, исходящими от крыльев пчелы-разведчицы, часто следовали другие звуки, которые подавали пчелы, окружавшие танцовщицу. Эти звуки, по-видимому, означали: «Поняли,- летим!».
Пчелиная семья | Пчеловодство в древности |