Прежде всего, непередаваемость ощущений: переживания необычны и не имеют точных определений. Как правило, отмечается хорошее настроение — спокойствие, умиротворенность или даже то ощущение единства с миром, «океаническое чувство», которое древние называли союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (Вселенной). Восприятие реальности обостряется и пронизывается ощущением смысла всего существующего.
Возникает изменение пространственно-временных отношений, появляется диалектичность мышления: то, что обыденному сознанию казалось несовместимым, невозможным, парадоксальным, воспринимается как понятное, приемлемое и естественное.
Не следует думать, что эти состояния легко можно вызвать — стоит только захотеть и заняться медитацией.
Возникнуть они могут лишь сами по себе, а не в результате активных наших стараний и напряжений. «Самопонукание» только снизит целебное воздействие и помещает достижению более глубоких изменений.
В наши дни ведется много разговоров о медитации но сейчас больше, чем когда-либо, путаницы в мнениях о том, что это такое и как ее «достичь». Спросите любую произвольную группу людей, медитировали ли они когда-нибудь, и половина из них скажет: да, они медитируют (или медитировали). Но, в противоречие общепринятому мнению, медитация на самом деле — не что-то такое, что вы можете «делать». Это нечто случающееся спонтанно, когда вы не делаете ничего, когда вы в состоянии полного неделания. А то, что люди имеют в виду, когда говорят, что они медитируют, — это, что они занимаются какой-то техникой, которая, можно надеяться, создаст ситуацию, в которой может случиться медитация».
Не напоминает ли это вдохновение? Долгая работа в ожидании, в поисках вдохновения приносит свои плоды, даже если вдохновение и не приходит. Оно может прийти и без стараний, как неожиданный удар. Но, судя по биографиям выдающихся людей, которых оно часто посещало, вдохновению предшествовали и его сопровождали труд, старание, стремление. Не является ли медитация одним из путей к вдохновению?..