Психологическая защита
Оказывается, если поведение диктуется чувством, или желанием, или страхом, которые человеку, согласно его же взглядам, кажутся недостойными (ум с сердцем не в ладу), то он часто ухитряется скрывать их от самого себя.
И чем сильнее неприемлемые мотивы поведения, тем интенсивнее они скрываются, тем дальше «запрятываются». А для объяснения поведения себе и другим подыскиваются какие-то иные, приемлемые мотивы - это психологическая защита.
Она есть в нашей психике, она не случайна — это результат потребности психики в целостности, в наличии непротиворечивой схемы и себя, в которой главной потребностью является сохранение самоуважения. Не так уж редко она выступает даже в качестве «спасителя».
Поссорившись с другом, мы нередко цепляемся за какое-то воспоминание о его дурном поступке или недобром слове, чтобы убедиться в собственной правоте, сохранить свой образ «Я» (он — плохой, значит, и его упреки в мой адрес несправедливы; хотя, между прочим, и «плохой» человек может быть очень объективным и подметить в нас недостатки, которые по доброте как бы не замечает «хороший»). То же самое помогает иногда пережить тяжелый период развода: «он (она) оказался таким дурным — хорошо, что мы расстались».
Основная цель психологической защиты — вытеснение, подмена мотивов или фактов, мешающих сохранности целостного, непротиворечивого образа «Я». «Может быть,это и хорошо, — возразит читатель. — Но не более чем гипс или костыли — только на время, в каких-то острых или безвыходных ситуациях. Полноценной жизни, саморазвитию, самоактуализации такая защита только мешает».
Во времена пролеток и извозчиков на пугливых лошадей надевали шоры. Лошадь в шорах не видела, что делается по сторонам, и переставала беспокойно шарахаться. Для благополучной перевозки седоков и грузов — это, конечно, неплохо. Для человека, который стремится к саморазвитию, такие шоры (или искажающие очки, или щадящие светофильтры) могут в лучшем случае обеспечить кратковременное поддержание равновесия — не более того. Они лишь создают иллюзию благополучия, а реально приводят к неврозам. Под кажущимся благополучием нарастает напряжение, а подлинная проблема остается нерешенной. Например, если поезд, в котором вы едете, по непонятной причине остановился, может быть, полезно проспать вынужденную остановку, не волнуясь понапрасну. Но если поезд стоит, а вы задернете шторы и убедите себя в том, что он едет, это вряд ли приблизит вас к цели — не правда ли?
Завышенные искаженные ожидания | Безоценочное принятие |