Как наказывать? Столько, сколько существует человечество , постоянно идет спор : «Бить или не бить?». В разные века побеждали сторонники и гуманного и жесткого отношения к детям . В СССР публично физические наказания , как метод воспитания публично всегда осуждались . В семьях к этому вопросу относились по - своему .От той эпохи двойной морали осталось , к сожалению , единственное подробное и репрезентативное социологическое исследование , посвященное физическим наказаниям детей в семье . Проведенное в середине 70 - х годов анонимное анкетирование 40 тысяч школьников 3 - 10 классов 10 городов Центральной России показало, что детей наказывают в 97 % семей .
32 % наказывают нефизическими методами : выговором, не пускают гулять, ставят в угол , лишают возможности смотреть телевизор .
68 % родителей предпочитают физические меры воздействия. Среди них подавляющее большинство 89 % порят детей и подростков , 6 % ставят в угол на колени, чаще всего на горох , иногда на соль, 5 % - бьют по щекам и другим частям тела. Больше к порке прибегают в отношении провинившихся девочек - 58 % .Наиболее распространенный предмет наказания : ремень - 61 % , затем - скакалка - 34% и розги 5% .
А вот ответы на некоторые вопроса анкеты. На вопрос : « Будешь ли ты бить своего ребенка ?» - 47 % будущих пап и мам уверенно ответили, что да. « А как же иначе, - удивляется десятилетняя девочка, - они же разбалуются, в тюрьму попадут». « Какое наказание без ремня . - спрашивает 12 - летний мальчик , - воспитывать надо строго , не сюсюкать как с маленькими» . А 9 - летняя Аня ответила : « Буду бить, как меня мама, что они лучше ?» .
О чем говорят цифры и ответы детей? Только о том, что только одним желанием убрать физические наказания из их жизни невозможно. Да и нужно ли?
Судя по моим встречам с родителями реальная проблема для них отнюдь не в самом телесном воздействии, а в неумении наказывать. Совета же помощи - получить негде . Потребность же есть и очень большая . Едва у нас в России вновь заговорили громко не только в возможности , но и о педагогической целесообразности физического наказания детей , выяснились прелюбопытные вещи .
Передо мною результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения. Двум тысячам россиян было предложено ответить на вопрос:
« Насколько вы согласны с тем , чтобы дети выросли нормальными людьми , их надо наказывать физически ?».
Ответы распределились так . Полностью или частично согласны 49 % мужчин и 44 % женщин. Полностью или частично не согласны 44 % мужчин и 51 % женщин. Затруднились ответить 7 % мужчин и 5 % женщин . Опрос так же показал , что за телесные наказания детей чаще всего высказываются люди в возрасте 40 - 55 лет, с начальным образованием , состоящие в зарегистрированном браке и дорожащие своей семьей . Противники же -это лица моложе 25 лет , с высшим и средним специальным образованием , а так же граждане, пребывающие в фактических , но незарегистрированных брачных отношениях .
Вот так. Оказывается, «позорящие нас методы воспитания» не только не чужды половине опрошенных , но и в прямую связываются ими с заботами о семье и жизненном благополучии детей . Поэтому во многих семьях со словом «наказание» связывается только физическое воздействие на детей . С удивлением еще в начале своей психологической практики я обнаружил , что такие действенные формы наказаний как выговор ,осуждение, лишение каких - либо удовольствий мало известны родителям. В большинстве семей придерживались крайних точек зрения : либо «делай что хочешь , тебе же хуже будет» , либо « снимай штаны , учить уму - разуму буду» .
Крайности никогда не приводили к хорошему. И все же, пусть вас не удивляет , но , основываясь на своем родительском ,жизненном , консультационном опыте , я считаю наказывать физически ребенка иногда можно. И такие действия родителей при нашей российской ментальности совсем не означают «уничтожения личности ребенка».
Однако при этом необходимо соблюдать следующие условия :
1. Ребенка надо понимать и делать все в его, а не в своих интересах. Если какие - то желания «заносят» его и «тормоза отказывают» - помогите ему . Физическое наказание здесь как никогда уместно . Оно никогда не должно быть унижением , «пристыжением» - только воздаянием болью за проступок . Эта боль схожа с болью , испытываемой при хирургической операции . Она неприятна , но она лечит . Ваша любовь к ребенку и ваша забота о нем, подскажут вам меру этой боли .
2. Никогда не забывайте, что в идеале ваше наказание , должно совпадать или быть чуть больше того , как оценил свой проступок сам ребенок . Всегда помните главное : вы помогаете ему , а не ломаете его психику и нервную систему .
3. Для любого ребенка , всегда физическое наказание - это знак «забора» , границы , пересекать которую нельзя . Дети отлично понимают . что оно не просто причиняет им боль , но указывает на категоричное требование родителей прекратить подобное поведение . Требование , нарушив которое вступаешь с ними в конфликт , лишаешься их помощи и поддержки .
4. В тоже время, ребенок окажется в крайне тяжелом положении, если эту границу двигать, менять. Практика семейных психологических консультаций показывает , что за редким исключением не само физическое наказание , а произвольное изменение родителями границ его применения , становится причиной различных невротических реакций у ребенка .
5. Наиболее эффективны физические наказания в дошкольный период, когда ребенок учится «останавливать» себя. В последствии , они действенны только как подкрепление недостаточно хорошо усвоенных навыков «торможения». Здесь возрастной границы нет, есть только корректировка с уровнем личностной эволюции ребенка, с возможностью перевода «тормозов» на «логические рельсы».
И последнее ... Если родители, хотя бы одно из этих условий не соблюдают, физическое наказание - это преступление против их собственного ребенка.
Николай Филиппов,
действительный член Московской психоаналитической ассоциации