ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК В СПАРТЕ
37
38

ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК В СПАРТЕ

null

Женщины древней Спарты (Лакедемона) представляли собой совершенно особую породу женщин. В отличие от других гречанок, они были спортивны и образованы. В 7 веке до н.э. великий законодатель Ликург реорганизовал политическую и социальную структуру этого древнего города-государства, создав дисциплинированное и сплоченное общество, в котором женщины занимали высокое социальное положение.

 

Хотя прямых исторических документов, описывающие жизнь и культуру древних спартанок, сохранилось немного, историки полагаются на творение древних поэтов (до 7 века до.н.э.), а также на произведения историков и писателей последующих времен и (в немалой степени) - на мифологию. Самый известная спартанка – легендарная Елена Прекрасная, которую похитил Парис и из-за которой якобы разыгралась десятилетняя Троянская война. Из всего, что известно о древних спартанках с очевидностью следует, что сложившийся образ Елены как нежной послушной дамочки абсолютно не соответствует реалиям древней Спарты. Кстати, считалось, что спартанки от природы красивы, и им было запрещено использовать какие бы то ни было виды макияжа.

Стремясь к физическому совершенству и свободе, спартанки во многих аспектах превосходили афинянок и женщин из других древнегреческих городов-государств. В отличие от них, спартанки обладали также широкими юридическими правами, что было большой редкостью в древних сообществах - они имели право владеть землей и рабами, а также ссужать других деньгами под процент. Спартанские девушки питались тем же, что и юноши, включая неразбавленное вино. Девочки-подростки содержались в строгом режиме, они должны были быть такими же физически развитыми как их братья и кузены. В физическое воспитание девочек входили такие дисциплины как скоростной бег, борьба, метание диска и копья, состязание в силе.

Еще древнеримский поэт Овидий, лучше представлявший себе древнюю Спарту, описывал юную Елену, занимающуюся борьбой (в обнаженном виде) в школе борьбы и атлетики "палестре", в отдаленном тренировочном лагере. В отличие от низшего сословия Лакедемона, илотов, которым было вообще запрещено заниматься спортом и военным обучением, свободные спартанцы, в том числе женщины, были физически закаленными и тренированными, владели оружием и приемами рукопашного боя. Спарта всегда была самым милитаризированным греческим городом-государством, в котором физическая закалка считалась приоритетной. Спартанцы были помешаны на физическом совершенстве, военной подготовке и спорте. И женщины были вовлечены в эту боевую культуру.

Спартанских девочек воспитывали так же как мальчиков. Уже 2-3-летним девочкам внушалась мысль, что они "должны быть похожи на быструю лань, а не на ленивую свинью". Порка входила в единую систему физического воспитания девочек - наряду с тренировкой их тел в силе, ловкости и выносливости. Все спартанские девочки и девушки ежедневно по много часов занимались различными физическими упражнениями, совершенствуясь в беге, метании диска, копья, в борьбе (а иногда - в кулачном бое и в панкратионе); они тренировали себя также в мужественном перенесении боли. Любая спартанская девочка знала, что розгой её не только наказывают, но и, что с каждым ударом в ней растёт "материнская сила", что, чем её попка и ноги будут сильнее покрыты рубцами и шрамами, тем больше станут уважать подруги и взрослые. Девушки, на которых не было заметно следов от розог, так же высмеивались как слабые мальчики. Их называли "неженками" и "трусихами".

Принципы спартанского коллективизма и воспитания личности распространялись на женщин, а это означало, что в существе женского пола уважали человека и личность. Нравы Спарты были весьма свободными (что осуждалась другими греками), например, измена мужу не считалась преступлением. Древние спартанцы считали, что женщина может состояться как личность только развив мужское начало из своего подсознания. Поэтому занятия единоборством были для женщин такими же естественными как и для мужчин.

Таким образом, невозможно себе представить, чтобы независимая, сильная и физически закаленная спартанка Елена могла быть похищена изнеженным сынком царя Приама против ее воли. Вернее вс его, Елена сама привязала к себе красавца Париса и уплыла с ним в Трою. (Ее сестра Клитемнестра тоже была по-своему смелой и решительной *). На самом деле, Елена - образ угрожающей мощи, олицетворение опасной женской сексуальности.

Юные спартанки не сидели взаперти в ожидании замужества. Подобно мальчишкам, они разбивались на отряды и проходили атлетическую подготовку. Молодые люди обоего пола состязались на глазах друг у друга - юноши были обнаженными, а девушки занимались спортом либо нагишом, либо в легких хитончиках, которые мало что прикрывали. Во время праздников и брачных игрищ нагие юноши и девушки устраивали торжественные шествия, сопровождавшиеся гимнастическими упражнениями, спортивными состязаниями, песнями и плясками.

Спартанские девушки редко выходили замуж до 20 лет, а юношей забирали на военную подготовку в 21 год (продолжительность обязательной службы у них была 10 лет). Значит, до двадцатилетнего возраста, Елена, как и ее сверстницы, воспитывалась в суровых условиях, вместе с мальчиками и вместе с ними участвовала в игрищах. Сначала проводились соревнования по бегу и метанию камней среди юношей и девушек (иногда совместные). Затем устраивались девичьи поединки в борьбе, во время которых мужская часть только наблюдала, разогревалась и морально готовилась к своим состязаниям. Юноши, наблюдавшие эти схватки, приглядывались к наиболее сильным и ловким девушкам...

Спартанские женщины, подолгу жившие без мужей обязаны были защищать семью и дом от врагов. Спартанцы всегда опасались восстания илотов, поэтому от женщин требовалась сила и умение сражаться, что позволило бы отбить подобные атаки. Спартанки умели драться (с оружием или без него) почти так же умело и мужественно как мужчины. Соответственно, их развлечения были грубыми и включали единоборства, что считалось для женщин вполне естественными.

Теперь ясно какой могла быть в действительности легендарная Елена или спартанка, которая явилась ее прообразом. Елена - не слабая безропотная женщина, подчинившаяся неумолимой судьбе и грубой силе (как многие думают) - нет ничего более далекого от истины! По словам историка Беттани Хьюз, (автора книги Елена Троянская), "многие изображения Елены - от голливудских фильмов до романтических живописных полотен и литературы - абсолютно неверны, они передают позднейшие фантазии, а не реальности Спарты периода позднего бронзового века, времени и места, в котором жила Елена около трех тысяч лет назад. Спартанских женщин времен Елены можно сравнить с воинственным народом женщин - амазонками".

Хотя подобное сравнение не может быть глубоким по причине дефицита информации о спартанках и особенно об амазонках, многие истприлки находят различные признаки влияния амазонок на поведение и жизнь спартанок. Спартанки обладали гораздо большей свободой, чем жительницы других областей Древней Греции, они должны были быть более воинственными и жесткими, чтобы уметь защитить свою землю и свой дом. Покровительницей и спартанок и амазонок была Артемида, богиня дикой охоты, защитница животных, женщин, девушек и детей. Хотя поклонение Артемиде было всеобщим в древнегреческом мире, только у спартанцев воинственный дух и чувство равенства питали высший класс спартанских мужчин и женщин.

Оказали ли влияние амазонки на спартанок? Если да, то в чем общность и различия между двумя культурами? Ответить на эти вопросы непросто, поскольку очень мало известно об амазонках. Одно можно утверждать, что если амазонки существовали, то они жили в условиях доминирующего матриархата, а не патриархата как в Спарте. Не исключено, что взгляды спартанцев на женщин сформировались на основе реальных встреч с амазонками. Возможно, законодатель Ликург был вдохновлен сказаниями об амазонках, участвовавших в Троянской Войне, что привело его к мысли позвысить социальный статус женщин и воспитывать их в том же духе, что и спартанских мужчин.

Реальное воплощение спартанки - Аталанта, легендарная женщина-атлет, побеждавшая мужчин. Хотя она родилась не в самой Спарте, а в соседней Аркадии, но по всем признакам ее можно без сомнения считать настоящей спартанкой, ведь все полисы Пелопоннеса находились под гегемонией спартанцев.

Аталанта, воплотила в себе силу и мужество в сочетании с женственностью и эротизмом. Будучи многосторонней атлеткой (быстрым бегуном, прекрасным стрелком из лука, борцом) и мужественной красивой женщиной, намного опередившей свое время, она прославилась многими подвигами. Несмотря на то, что Аталанта знаменита участием в традиционно мужских занятиях - в охоте, в военных действиях, в борьбе и в беге, она при этом излучала ауру женской сексуальности.

Согласно древнегреческой мифологии, Аталанта была единственной женщиной, которая плавала в Колхиду с Аргонавтами за золотым руном и сражалась вместе с ними против колхидцев, получив ранение, которое помогла залечить Медея. В походе Аталанта познакомилась с Пелеем. с которым ей впоследствии пришлось бороться на похоронных играх памяти Пелия.

Отец Аталанты хотел сына, поэтому он оставил новорожденную Аталанту в лесу. Согласно легенде, богиня Артемида послала охотников спасти ее. Эти охотники растили ее как свое дитя. Когда Аталанта выросла, она наслаждалась охотой и хотела быть незамужней и девственной как сама богиня Артемида. Аталанта была очень спортивная и сильная, она была способна победить любого в стрельбе из лука. Она считалась самым быстрым бегуном среди смертных, уступая пожалуй лишь мифическому Евфему, который умел ходить по воде.

Претендентам на ее руку предлагался выбор: победить ее в беге или быть казненным в случае проигрыша. Она опередила в беге всех поклонников, которые в результате были казнены (знали на что шли). Лишь однажды Аталанта проиграла забег своему сопернику, претенденту на ее руку и сердце Гиппомену (по другим легендам - Мелеагру). Боясь проиграть, он умолил Афродиту помочь. Она дала ему три золотых яблока (айву) из сада Гесперид, с тем, чтобы он разбросал их на пути Аталанты. Увидев на беговой дорожке золотые плоды, непобедимая бегунья стала их подбирать, дав возможность жениху опередить ее. Если бы он проиграл забег, то лишился бы не только приза в лице Аталанты, но и самой жизни.

Первый свой подвиг юная Аталанта совершила во время Калидонской охоты. Артемида наслала на Калидон огромного свирепого вепря за то, что царь Ойней, не принес ей жертву. В охоте на вепря, которую возглавил Мелеагр, участвовало много народу, в том числе, молодая женщина, непорочная и быстроногая Аталанта. Мужчины возражали против участии женщины, но Мелеагр, влекомый похотью, настоял на своем. Первая пролитая кровь оказалась кровью двух присоединившихся к охоте кентавров. Они решили вдвоем овладеть Аталантой, но она сразила их из лука. В течение длительной тяжелой охоты Аталанта нанесла чудовищу первое и решающее ранение, после чего его добил Мелеагр, который решил отдать трофей (шкуру и голову вепря) Аталанте. Но сыновья Фестия посчитали унизительным отдавать шкуру убиутого зверя женщине, в то время как мужчины тоже участвовали в охоте. Они настаивали на своем естественном праве на трофей, коль скоро Мелеагр отказался от него. Тогда разъяренный Мелеагр убил их обоих.

Наиболее известный и знаменитый подвиг Аталанты - победа в борцовском поединке над Пелеем на состязаниях в честь умершего Пелия. Женщина сумела одолеть героя-мужчину. Пелей, проигравший борцовский поединок Аталанте, позже воспользовался своим опытом единоборства с женщиной и сумел победить в борьбе могучую нимфу Фетиду, что было условием его женитьбы на ней. От их союза родился легендарный герой Ахилл.

Так совпало, что пути трех античных героинь (Пентесилеи, Елены и Аталанты) причудливо переплелись у стен Трои. Пелей стал отцом Ахилла, который сражался с Пентесилеей у стен Трои и убил ее, а Елена могла наблюдать за сражением с крепостной стены.

Любопытно, что большую часть многочисленных изображений нагих женщин по всей Греции шестого веке до н.э. составляют изображения Аталанты и Пелея на сосудах (как их единоборство, так и их нахождение в зале для борьбы - палестре), а также бронзовые статуэтки спортсменок-победительниц (вероятно той же Аталанты). Это свидетельствует о том, что вся Древняя Греция восхищалась спартанками, способными заниматься спортом и даже побеждать мужчин.

Говоря о Спарте, невозможно не упомянуть олимпийские игры и их женский вариант - Гереи, игры, устраиваемые в честь богини Геры. Согласно одной из легенд, Аталанта участвовала таких первых зарегистрированных женских спортивных соревнованиях, которые проводились на стадионе в Олимпии (вероятно, в олимпийский год, накануне мужских состязаний). Первые Игры Геры датируются шестым веком до н.э. Руководил играми "Совет шеснадцати женщин", каждая из которых носила одежду Геры. На этих играх девственницы соревновались в беге по возрастным группам - начиная от более юных и заканчивая наиболее зрелыми. Победительницу увенчивали лавровым венком, и в честь нее жертвовали Гере корову. В честь победительниц устанавливали статуи, одна из них - известная скульптура спартанской бегуньи, находящаяся в Музее Ватикана. Позади девушки изображена пальмовая ветвь - символ победы. Еще одна известная спартанская скульптура - бегущая девушка (вероятно Аталанта), у которой обнажены правое плечо и грудь.

По-существу, античные Олимпийские Игры были событиями "только для мужчин" - женщины (исключая жриц Деметры) не имели права даже посещать соревнования бегунов и единоборцев (хотя девочкам, по-видимому, это не запрещалось). Ослушниц ждало весьма суровое наказание - их сбрасывали с горы Типум, хотя исполнения подобной кары не зафиксированы. В то же время, женщины допускались для участия в конных состязаниях, да и то, не в качестве наездников, а как владелицы колесниц.

Жившая в четвертом веке до н.э. спартанка Киниска наняла мужчин править своими четверными колесницами, которые дважды победили - на Олимпийских Играх 396 и 392 г. до н.э. Горькая ирония заключалась в том, что она вероятно не видела как победили ее колесницы.

Согласно античному путешественнику и географу Павсанию (2 век н.э.), в истории античных Олимпийских Игр был один случай, когда женщина все же присутствовала при состязаниях единоборцев. В 404 г. до н. э. Ференика (Каллипатира), тренировавшая собственного сына, кулачного бойца Писодора, пришла на стадион, облачившись в длинный мужской плащ, дабы скрыть принадлежность к женскому полу. После внезапной смерти мужа Каллинакса (кулачного бойца и тренера сына), Ференика сама тренировала сына, поскольку вышла из знаменитой семьи кулачных бойцов Диагоров с Родоса и знала этот спорт не понаслышке. В порыве радости от победы отпрыска, Ференика совершила неосторожное движение и явила миру свои женские признаки. Обман раскрылся. Но нет правил без исключений - Ференике повезло: поскольку ее отец, три брата, племянник и сын были олимпийскими победителями, судьи все же избавили ее от наказания, однако внесли в правила проведения олимпиад следующее условие - отныне тренеры спортсменов-участников должны были присутствовать на стадионе обнаженными.

 

Николай Филиппов: для сайта  Женских единоборств

 

Комментировать от
или
  • Мне нравится идея ,что девочки должны быть спортивные,для  поддержания физической формы и силы духа!! 

    • Так мне эта идея нравится тоже, я сама если не занимаюсь бегом - сразу попу отьедаю, за компом-то постоянно. Но кулачные бои и шрамы...))) 

    • Вмешаюсь в Вашу переписку. В Спарте были не шрамы,а полосы,следы от порки. САма идея гимнофильства не предусматривала сколько либо заметных шрамов на теле. Оно воспринималось как священный дар ПРИРОДЫ.

      А шрамы на теле, раскраска тела  - это Африканское .

    • Возможно вы и правы. Некоторые даже считают шрамы красивыми, сейчас есть такая техника "украшения" тела, как шрамирование. Каждый сходит с ума по-своему, как говорится.

    • Да ,я вот тоже люблю спорт и поэтому тренажерный зал мое любимое место,для отдыха от всех и поддержания физической формы!А вот шрамы и еще там всякие последствия это уже перебор!!!

    • Елена! Наверное, я не точно употребил слово. Речь идёт не ошрамах,а о следах,полосах от порки. Я уже говорил ,что греки обожествляли тело,его красоту, особенно Женское и никакого разрушения его , даже внешнего допустить не могли.Шрамы это культ африканских плёмён. Там они входят в ритуал возрастных инициаций,испытаний болью.

    • Я согласна ,чтобы тело было красивым особенно у женщим ,нужно стараться и быть спортивными!!Да африканские племена мне не понять!

    • Так у них свои кретери красоты. Так сказать обратные. Мы стесняемя раздеваться, а они одеваться. Мы закрываем половые органы, они наоборот ракрашивают их,чтобы привлечь внимание. То же самое со шрамами. Они наглядноесвидетльство прохождения инициации и "ворта в секаульную жизнь".

       

    • Да ,не понять наверно мне их ней красоты ,мне больше наша нравится))

    • Согласен.

    • Я не люблю спортзал. Предпочитаю заниматься бегом на улице, и для здоровья полезней, и подумать можно.:)

    • Вы, Pastel, как Евгений Евтушенко. Бег наулице- его конёк по жизни.

    • Ну а почему нет?)

      Свежий воздух - это не душный спортзал, да и за людьми я люблю наблюдать, и подумать во время бега.

    • Женя, когда мы с ним пытались бегать на егодаче в Мичуринце под Москвой, говорил, что бег помогает ему ощущать и прислушиваться к своему телу. Я с непривычки ощутил только одышку.Дв ещё пот лил градом.

    • Одышка проходит через несколкьо недель, и начинаете получать кайф - это я вам говорю ,как человек, бегавший и летом, и даже зимой))) Главное - дышать правильно.

    • Как правильно? Вопрос  не праздный. Сейчас я если бегаю то за своей собакой. Она у меня гончая - бассенж и тоже бывает одышка.

    • Носом вдыхать, можно выдыхать тоже носом, а если тяжело - то ртом. Но вдыхать обязательно носом. Другое дело, что пробежка - и просто побегать за собакой - разные вещи) Темп должен быть подходящий, ну и смотря ведь для чего вы хотите бегать - это тоже важно.

    • Собаку тренировать. Она не выбегивается на прогулках и во многом из-заменя.

    • girl_sigh.gif

      Для тренировки собаки предлагаю вам обзавестись более молодым выгуливателем собаки.:)

      И это из самых благих побуждений совет, поверьте!

    • Ну почему ,я вот когда занимаюсь в зале ,подумать у меня там тоже времени предостаточно и для здоровья не хуже чем бег,полезно.Главное чем то заниматься ,а там каждый выбирает себе по вкусу!!

    • Ну тут отчасти я с вами согласна - каждому свое. Я предпочитаю свежий воздух(двойная польза от бега) и наблюдать за людьми, это интересно))

  • Какая интересная статья, особенно понравилась мысль, что девушки должны быть похожи на быструю лань, а не на ленивую свинью.

    • Мне это тоже понравилось, тем более, что я опять уже хочу вернуться к спорту. Мотивирую себя))

      Но шрамы от розг считать красивой - это что-то...

    • Pastel! Там было триединство в воспитании. Наготй,поркой и аскетизмом. Поэтому следы от розог были свидетельством воспитанности и доблести: терпения, мужества,выносливости.

    • Тут я тебя поддерживаю на все сто процентов, хотя в Африке шрамы  в течении веков считаются украшением.

    • Лера, всему есть предел) Я вот к татуировкам нормально отношусь, особенно к необычным и красивым, у меня у самой есть - многие реагируют неоднозначно, некоторые даже восхищаются... Но шрамы??

    • Света, я хотела тату, но у меня калоидный тип кожи, мне нельзя, а вот мужа и сына моих ты видела.

    • Ага, особенно сына, я в восторге иногда от татуированных мужчин, хотя у моего мужа ни одной тату, но от него я тоже в восторге))

    • Меня огорчает, чир вседевушки сына сходу бьют себе тату, представляю, что они думают после того как расстанутся с ним, но ведь думать надо говой а не п... (попойblush2.gif)

    • Вот и я о том же. Челвоек должен понимать, что это скорее всего, на всю жизнь. А не делать тату под порывом эмоций. 

    • Вот вот я даже уши себе проколоть не могу, но думаю, чтотеперь, если бы могла всё равно бы уже не захотела.

    • А у меня было много всяких проколов, но в итоге все дырочки сейчас без железа)))

    • Я однажды проколола уши, затем пришлось два года проходить болезненное лечение, я усвоила урок.

    • Огго, как это ты так умудрилась? А у меня вот пирсинг в носу не прижился, хорошо что сообразила вовремя.

    • Я же говорю, у меня специфический тип кожи, я ни как не могла залечить прокол, ухо гноилось, а после того как заросло начались постоянные воспаления.

  • интересно было почитать, я считаю что это правильно, женщина ничем не хуже мужчины, и то что они воспитывались почти одинаково-очень большой +

    • Молодец Аня!!!

еще рекомендуем