«Руководство дискуссией»
Выбирается тема для обсуждения. Она может быть предложена руководителем, группой, участниками и звучать в общей формулировке: «Что такое дружба?», «Откуда берутся равнодушные?» Может выдвигаться конкретная ситуация для обсуждения.
Все участники совместно выдвигают критерии оценки деятельности руководителя: умение четко формулировать вопросы, резюмировать переходные моменты в обсуждении, вовлекать пассивных, приостанавливать слишком длинные монологи, быть тактичным по отношению к аудитории. Тут же еще раз напоминаются общие правила тренинговой группы: «необходимость предельной доброжелательности», «обсуждать деятельность, а не личность».
Затем выбирается ведущий дискуссию: или по желанию, или по жеребьевке, или назначается руководителем. Дискуссия продолжается 16-30 минут в зависимости от увлечения темой.
Самый главный момент - обсуждение. Вначале самоанализ своей деятельности дает тот, кто был ведущим: насколько он выполнил свою задачу в соответствии с критериями оценки; что получилось, что - нет; в чем испытывал трудности; как группа помогала ему как ведущему. Затем свои мнения о деятельности ведущего излагали все желающие.
Наконец, наступает самый тонкий момент анализа: каждому предлагается дать ретроспективный самоанализ состояния во время дискуссии: в какой момент дискуссия вызвала наибольший интерес, в какой момент появилось чувство скуки или раздражения, какие мысли-ассоциации вызвали начало или конец. Наибольший интерес, как правило, вызывает самоанализ ведущего. Часто бывают признания в чувстве страха в самом начале, чувстве отчаяния в середине, когда видишь чьи-то скучающие глаза и скрываемый зевок, чувстве благодарности к кому-то из участников, удивления на неожиданные реакции выступавших и т. д.
Гуманизация отношений учитель-ученик | Использовать игровую позицию |