Игра как средство изучения особенностей детского общения
Успех партнеров любой игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра - это всегда «распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий» (Ю. М. Лотман).
Речь в данном случае идет о рефлексивных особенностях личности, т. е. о способности отождествлять себя с партнерами, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации.
Рефлексивные особенности личности характеризуют интеллект человека, а также гибкость его поведения, т. е. способность ориентироваться в обстановке.
Благодаря наличию таких характеристик, как эмпатия и рефлексия, игра является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.
Наиболее явственно особенности стратегии поведения проявляются в ролевых играх, где партнеры должны одновременно ориентироваться и в реальных, и в игровых взаимоотношениях.
В нашем опыте система игровых ситуаций была использована для изучения стратегии поведения детей-лидеров десятилетнего возраста. Суть метода заключалась в том, что фиксировалась система приемов, которыми лидер реальных взаимоотношений добивался лидерской позиции в игровом сюжете.
Игры на свежем воздухе | «Сосчитай! Сколько?» |