Как устроен процесс создания мультфильмов
Когда появились мультфильмы точно неизвестно. С давних времён люди пытались «оживить» рисунки. Первые упоминания об анимации (оживлении) датированы I веком до н.э.
В начале второго тысячелетия н.э. в Китае появились теневые представления. Они были очень похожи на будущие мультфильмы.
В середине 15 века стали появляться артисты, которые развлекали народ подвижными изображениями, применяя для этого специальные механизмы.
В конце 17 века А. Кишером был придуман «чародейственный фонарь», который показывал движущееся изображение на стекле.
В конце 19 века изобретатель из Франции Э. Рейно придумал проектор, в котором использовался принцип последовательной передачи изображений – одно за другим.
В 1906 году, после того, как была изобретена кинокамера, в Америке был сделан первый мультфильм. Автором его был Дж. Блэктон. Ранние мультфильмы были чёрно-белыми и «немыми». Первый мультфильм со звуком создал в 1928 году У. Дисней. Это был мультфильм «Пароход Вили».
В нашей стране первый мультипликационный фильм появился в 1924 году.
Создание мультфильма – очень трудоёмкий процесс. Для того, чтобы персонаж сделал простое движение, надо нарисовать около сотни рисунков. А для десятиминутного мультика их надо сделать около 15 тысяч!
Какими бывают мультфильмы?
Рисованные
Самый популярный вид мультипликации по сей день – рисованная. Меняются только технические приспособления. Если раньше мультики рисовались от руки, то теперь это делается на компьютере. Принцип того, как делают рисованные мультфильмы, остался неизменным.
Сначала пишется подробный сценарий. Затем отрисовываются все персонажи. Каждый рисунок представляет собой элемент движения персонажа, отдельную его позу. Таких рисунков может быть тысячи. После рисунки либо фотографируются по одному и сводятся в единый видеоряд с 24 кадрами в секунду, либо с помощью специальных программ то же самое делается на компьютере. Производство одного мультфильма может занять от нескольких месяцев до нескольких лет.
3D мультфильмы
Компьютерная анимация это самое перспективное направление на сегодняшний день. В ней особо выделяются 3D мультфильмы. Они позволяют делать изображение объемным. Это очень дорогая технология, но именно 3D мультфильмы сегодня собирают полные залы в кинотеатрах.
Как делают 3D мультфильмы? Конечно же, здесь на помощь человеку приходят современные технологии. Картинка создается с помощью особых компьютерных программ, например, Maya или Z-Brush. Сначала прорисовывается «скелет» персонажа со всеми мышцами и сухожилиями. Каждая их них, как в настоящем человеческом теле, отвечает за то или иное действие. То есть при повороте головы, мы будем видеть движение шейных мышц, а при сгибе руки будет напрягаться бицепс. Особое внимание уделяется лицу, мышцам, отвечающим за мимику.
Затем на скелет натягивается текстура. Причем это не только цвет кожи и одежды. Важно проработать каждую морщинку и складочку, все светотени и прочее, чтобы персонаж выглядел живым. Так же подробно прорабатывается фон. Все должно быть максимально правдоподобным и реалистичным. Чтобы не прорисовывать каждую травинку, у мультипликаторов есть специальные модули, которые «рассаживают» растительность в кадре так, как она растет в действительности.
Затем начинается монтаж. Обычно аниматор создает 4 секунды мультика в неделю - настолько это кропотливый процесс. Чтобы успеть вовремя, над мультфильмом обычно работают десятки аниматоров.
Теперь, когда будете смотреть очередного «Шрека» в 3D, вспомните, как делают мультфильмы. Видео длиной в 90 минут – труд сотен человек и плод долгих многомесячных трудов.
Пластилиновые мультики
Любимые с детства пластилиновые мультфильмы делаются немногим проще. Но тут на компьютер на помощь не призовешь, разве что на стадии монтажа. Все фигурки во всех их действиях лепятся вручную.
В профессиональных студиях фигурки делают из особого пластилина, который не плавится под лампами. Затем их укладывают на специальную поверхность чистого цвета (синего, зеленого) – хромокей. Фигурки снимаются на цифровую камеру. Затем так же снимается фон. А уже на компьютере фон и фигурки соединяются. Это называется методом перекладки. Сейчас он наиболее распространен.
Не менее популярна кукольная анимация. Принцип работы тот же – фотографирование и сборка кадров, но герои – куклы, на каждом следующем кадре – минимальные изменения положения, а при сборке получается иллюзия движения.
Создать свой пластилиновый мультик можно и дома с помощью фотоаппарата. Сейчас в интернете есть много мастер-классов, посвященных тому, как делать пластилиновые мультфильмы. Причем для этого не надо располагать профессиональным набором инструментов. Достаточно цифровой «мыльницы», пластилина, талантливых рук и простенькой программы для обработки видео.
Так как же устроен сам процесс создания мультфильма?
Конечно, все начинается с идеи. Сценарий – основа всей дальнейшей работы, на которую будут ориентироваться художники, актеры и звукооператоры. Он тщательно согласовывается и дорабатывается для получения интересной и захватывающей истории, полной запоминающихся моментов и шуток.
Сначала набрасывается схема истории и ее героев. Обычно это 1-3 страницы текста. Если набросок сюжета удался, пишется сценарий. Теперь тщательно прописанная история включает описание мест действия, проработку характеров героев и, естественно, диалоги. Объем сценария может варьироваться от 70 до 85 страниц. Параллельно идет разработка персонажей. Для каждого персонажа придумывается внешний вид, костюм, предметы пользования, словом, всё, что позволяет выразить визуально индивидуальность данного действующего лица.
После окончательного утверждения сценария весь контроль над мультфильмом и работой над ним попадает в руки режиссера. Первое, что он делает — создает на основе сценария сцены мультфильма: очень примерно, что на фоне, где какой герой расположен в кадре, какие движения и действия они совершают, что говорят. Да-да, режиссеры мультфильмов собственноручно рисуют и очень в большом объеме, без этого никак не передать остальным участникам проекта, что же должно происходить в кадре.
Уже на этом этапе становится практически точно известно, как будет выглядеть мультфильм, сколько времени он будет длиться, что будет происходить в кадре посекундно. Полученный в результате работы режиссера видеоряд на сленге называют «аниматик» и он представляет собой черно-белый черновой вариант фильма. Изменения в дальнейшем вносятся лишь в случае острой необходимости. Этот этап работы над мультиком осуществляется за полтора-два года до премьеры.
Параллельно с процессом создания сцен постепенно в работу вступает и остальная команда. Одним из ключевых моментов для дальнейшей работы является черновая озвучка. Она исполняется обычно одним голосом, причем совершенно не обязательно, что профессиональным актером.
Примерно в то же время начинается работа и над внешним видом персонажей. Но нарисовать героя – только половина дела. Нельзя работать с простым черновым рисунком. Из него нужно создать целый образ, за которым будет скрываться пусть и мультяшная, но самая настоящая личность персонажа. В дальнейшем каждый герой также согласовывается с руководством и утверждается итоговый вариант, чтобы на протяжении всего мультфильма каждый герой выглядел одинаково.
Интересно, что художники всегда четко делят обязанности между собой. Работа ведется независимо по двум направлениям: персонажи и фоны – в самом деле, не будут же приключения разворачиваться на фоне белого листа бумаги. Фоны рисуются отдельной командой, сначала от руки, а потом сканируются и доводятся до ума на компьютере.
Персонажи же рисуются намного дольше и передаются из рук в руки между различными специалистами. Аниматоры должны собрать воедино образы персонажей, эскизы сцен и черновой звук и превратить их в короткие черно-белые отрывки мультика. Причем над каждым отрывком работает два аниматора: первый создает общие черты, а второй отвечает за детали. Очень важно, чтобы созданные ими кадры в точности совпали со сценарием по времени. Быть аниматором – сложное, но очень увлекательное занятие. Уж чем-чем, а своей усидчивостью они могут похвастаться без ложной скромности – на 4 секунды мультика аниматоры тратят около недели упорного труда!
Когда готовы контуры персонажей, самое время придать им красок. Людей, привносящих цвета в черно-белые кадры, называют художниками-заливщиками. В их обязанности входит раскрасить как контуры, так и пространство между ними, в соответствии с заранее утвержденной цветовой гаммой каждого героя.
Художники подробно планируют будущие сцены. Разрабатываются декорации и место героев на их фоне для каждого конкретного плана (ракурса камеры). Количество планов (по сути индивидуальных сцен) в мультфильмах варьируется. Так в "Секрете НИМХ" их 900, а в большей по продолжительности "Анастасии" - порядка 1350. В среднем план длится около 4 секунд. Постановщики цвета для каждой сцены выбирают цветовое решение. Миниатюрные (2 на 3 дюйма) копии запланированных сцен раскрашиваются. Ключевые цвета будут задавать весь тон эпизода. Во многом именно цвет определяет настроение: счастье или оптимизм, грусть, страсть и страх, меланхолию и другое. Именно цвет подчеркивает разницу между ночными и дневными планами.
Последние штрихи работы над видеорядом мультфильма заключаются в совмещении фонов и персонажей, а также приданию реалистичности итоговой картинки. Например, есть специальные художники, отвечающие за тени — в каждом кадре определяется один или несколько источников света и в соответствии с этим обрабатывается как персонажи, так и фоны.
Как только работа над видеорядом начинает подходить к концу, снова поднимается вопрос об озвучке. Времена немого кино давно прошли, поэтому каждый персонаж говорит своим собственным голосом. Правильно подобрать его – задача не из легких, ведь голос должен отражать характер героя, быть его визитной карточкой. Задача актеров – не просто прочитать фразу, а пережить ее вместе со своим героем. Справиться с таким может только профессиональный актер, ведь прочувствовать рисованную сцену очень и очень непросто – в этом может помочь только богатое воображение, а заодно искренняя любовь к смешным и добрым мультикам.
Звукорежиссеру и звукооператорам тоже не приходится скучать. Думаете, можно дать актеру микрофон с наушниками и отдыхать до самой премьеры мультика? Как бы не так – ведь помимо голосов существуют еще и фоновые звуки. Шелест листьев, пение птиц, ветерок в саду – все эти звуки нужно записать, а порой и самостоятельно создать. Без них пропадет вся атмосфера мультика, да и голоса надо правильно синхронизировать с видео, так что звукооператоры работают не покладая рук иногда до самого последнего момента.
Последние этапы работы ничуть не легче, а от того не менее интересны. Во время монтажа все собирается воедино: кадры, музыка, голоса актеров, фоновые звуки. Вносятся последние корректировки, идет активная работа над цветами.
Глядя на то, как создаются мультфильмы, относишься к ним уже не так легкомысленно, понимая, что это целый пласт искусства, в котором задействовано великое множество самых разносторонних специалистов.
Ку-ку, ты где? | Развивающее видео про букву Н |
Да сейчас компьютерную анимацию можно и самому сделать. Данные программы сейчас даже школьник освоить может, и их довольно-таки много, но что бы все стабильно работало, лучше стабильный браузер скачать Чтобы без рекламы и компьютер не подвисал. Так же кстати и программу для анимации поcмотреть можно.
Мне кажется сейчас самые красивые мультфильмы у Диснея, лучше их никто не снимает)
Ой, сейчас такие красивые и красочные мультики делают, что глаз не оторвать, я сама с удовольствием смотрю)
Ну не все мультики красивые создают, иногда таких чудовищ нарисуют, аж страшно))
Раньше конечно все сложнее было, все рисовали вручную, сейчас такие компьютерные программы, что процесс намного проще)
Вот так смотришь мультфильм и не задумываешься сколько труда в него вложено))