Умственная отсталость – это специфическое состояние высшей нервной системы, при котором интеллектуальная (умственная) способность ребёнка ограничена индивидуальными физическими и физиологическими возможностями центральной нервной системы. Обычно такие дети в остальном являются здоровыми. Умственная отсталость может быть врождённой (олигофрения) и приобретённой (деменция). Отличие между ними в том, что олигофрения – это недоразвитие психики, а деменция – это распад психики и частичная или полная потеря приобретённых навыков. В связи с этим олигофрения не является прогрессирующим состоянием в отличие от деменции, когда состояние может прогрессировать вплоть до полного психического и интеллектуального распада личности. Более того, при олигофрении возможно развитие личности в пределах индивидуальных возможностей ЦНС ребёнка.
Термин «умственная отсталость» включает в себя целый ряд заболеваний.
- Наследственность и патология генеративных клеток (половых) родителей (Болезнь Дауна, фенилкетонурия, истинная микроцефалия и так далее).
- Внутриутробное (пренатальное) поражение плода химическими, физическими или инфекционными агентами (перенесённая во время беременности краснуха, гормональные нарушения, наркомания, алкоголизм, инфекции, сифилис, а также асфиксия плода, конфликт по резус-фактору, иммунологическая несовместимость крови и так далее).
- Воздействие вредных факторов в неонатальный период (с момента рождения и до 28 дней) и первые три года жизни ребёнка (асфиксия плода во время родов, родовые травмы, гидроцефалия, травмы головы, инфекции и так далее).
- Депривация общения. Так называемые «феральные люди» – это дети, выращенные животными или в условиях искусственной изоляции от общества, без воспитания и минимального образования. Ярким историческим примером последнего является Каспар Хаузер.
- Педагогическая запущенность, особенно в первые 6 лет жизни ребёнка. В этом случае развивается лёгкая степень слабоумия при условии дальнейшей работы с ребёнком. Обычно бывает в малообеспеченных семьях. При этом органического изменений в тканях головного мозга нет.
Умственная отсталость может быть четырёх степеней тяжести вне зависимости от причины.
- Лёгкая – дебильность.
- Средняя – имбецильность.
- Тяжёлая – имбецильность с проявлением глубокой умственной субнормальности.
- Глубокая – идиотия.
Общим симптомом для любой степени умственной отсталости является низкий уровень IQ, не соответствующий возрасту ребёнка или подростка.
В физическом развитии дети могут и не отставать от своих сверстников. Нарушение наблюдается в приобретении малышом моторных навыков. В отличие от своих сверстников, ему трудно держать ложку, справиться с двумя предметами одновременно и так далее. Отмечается задержка в обучении и приобретении необходимых знаний и навыков (умении одеваться, ходить в туалет и пр.). Дети не проявляют интереса к игрушкам и играм или делают это с опозданием. Например, начинают интересоваться яркими погремушками только в три года, когда их сверстники играют, скажем, машинками, рисуют карандашами, собирают кубики и так далее. Отмечается задержка в развитии речи и психическое недоразвитие. Детям неинтересно общение со своими сверстниками, порой и со взрослыми, они не проявляют интереса к познаниям, у них слабая мотивация к постижению чего-либо. Часто отмечается слабая память. Дети запоминают только яркие предметы, которые их особенно заинтересовали. В более тяжёлых случаях отмечается эмоциональная инфантильность. Все симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени.
При деменции происходит, наоборот, утрата приобретённых навыков и знаний.
Диагноз ставится на основе тестирования уровня IQ. Для каждого возраста имеются определённые навыки и знания, которые должен иметь ребёнок. Для определения органического поражения мозга могут быть назначены УЗИ головного мозга и электроэнцефалограмма. Для определения причины развития умственной отсталости могут быть назначены анализ ДНК, биохимический анализ крови и мочи и ряд других исследований по усмотрению врача.
Умственная отсталость не лечится, но при помощи специальных программ обучения, адаптации и социализации можно добиться неплохих результатов. Всё зависит от степени поражения мозга и времени обращении к специалисту, а также социального и психологического окружения, в котором живёт ребёнок.
- Тщательная подготовка к беременности. Проверка родителей на возможное носительство патологических генов или наличие изменений в репродуктивных клетках.
- Отказ от вредных привычек во время беременности, правильное питание и предупреждение воздействия на плод различных вредных агентов (инфекции, химических веществ, излучения и так далее).
- Предупреждение развития асфиксии плода и родовых травм, особенно головы. Хроническая асфиксия плода всегда (!) развивается при курении мамы во время беременности.
- Предупреждение травм головы у детей.
- Своевременная диагностика и лечение всех заболеваний и инфекций.
- Обеспечение полноценного психологического, интеллектуального, эмоционального и социального развития ребёнка.